Дизайн-проект. Чья это собственность: дизайнера или клиента (II часть)

Работа дизайнера и заказчика. Что стоит предусмотреть обеим сторонам
Автор:
Галина Шевелева-Тимофеева
Просмотров:
11529
Опубликовано:
29.11.2010 года
Дизайн-проект. Чья это собственность: дизайнера или клиента (II часть)

Дизайн интерьера, ООО Дом экодизайна ИридаПрокомментировать ситуацию (права заказчика интерьера и дизайнера мы начали обсуждать в первой части статьи) мы попросили известных в нашем городе дизайнеров и архитекторов, тех, кто каждый день непосредственно общается с заказчиками. Кто прав в сложившихся обстоятельствах?

 

Говорит Алена Попова, дизайнер:

– Да, многие дизайнеры действительно работают с определенными компаниями. Для меня такое партнерство лишь в интересах клиента. Могу привести пример, заказчица выбрала кафельную коллекцию известного бренда. На тот момент я не знала, каков этот материал в эксплуатации. Оказалось, что при затирке швов позолота стирается. Одно дело мировой бренд, другое – опыт. Если бы такое случилось с компанией-партнером, мы могли бы поменять кафель или отказаться от коллекции вовсе.

 

То, что выстроили ненужную стенку говорить только о непрофессионализме дизайнеров. Это грубая ошибка. Вообще, конечно, оформление договора на авторский надзор удобно и дизайнеру, и клиенту, и строителям. Но я не буду настаивать на нем. Могу сказать, что никогда не брошу собственноручно разработанный проект – это мое детище. Понимаете, проект может реализовываться несколько лет. На площадке сменится несколько отделочных бригад и то, что знала предыдущая, последующая может не знать.

 

Мое мнение на публикацию проекта в журнале таково: мне как автору принадлежит идея и картинки, исполненные мной. Другое дело фотографии осуществленного интерьера клиента. Это собственность заказчика и сфотографировать квартиру можно только с его разрешения. Речь идет не только о частных интерьерах, но и о любом помещении, которое находится в собственности: ресторан, кафе, сауна и т.д. Здесь я думаю, не лишним было бы уведомить бывшего клиента о том, что дизайн-проект его квартиры будет опубликован в таком то журнале. Это просто вопрос этики.

 

 

Аниса Маметьева, дизайн-студия «Атика»:

Есть особенности в регламенте использования прав интеллектуальной собственности в отношении проектной документации. Авторские права на проект обычно не передаются заказчику и остаются исключительно собственностью автора. Визуализация, чертежи, спецификации, расчеты и даже архитектурная идея или прием, являющиеся результатом профессиональной деятельности, согласно законодательству принадлежат разработчику. Покупатель же приобретает право только на воплощение проекта. Отношение к дизайн-проекту должно быть как к индивидуальному товару. То, что поразило вас в чужой квартире, обязательно будет смотреться совсем по-другому в вашей обстановке, и может вызывать противоположные эмоции. Лучшего результата можно добиться, только придумывая что-то полностью новое.

 

Во всём многообразии направлений и стилей декорирования помещений неподготовленному человеку очень легко запутаться. Профессиональный же дизайнер обязан владеть широкими знаниями в самых современных веяниях моды, ориентироваться во многих гранях оформления помещения. Но самый главный и важный показатель – это опыт работы, количество и качество выполненных проектов. Поэтому дизайнерам надо показывать проекты. При просмотре портфолио дизайнера я бы посоветовала обращать внимание не на стилистику «картинок», а на глубину проработки сделанных ранее интерьеров и на то, сделаны ли они "с любовью". Всегда заметно, исполнен интерьер поверхностно или продуман до мелочей, с целью создания комфортной среды для жизни. В идеале портфолио должно быть представлено в двух видах: компьютерном (виртуальном) и физическом (бумажном).  У многих студий и частных дизайнеров интерьера есть веб-сайты, где в специальном разделе публикуются цифровые фотографии уже реализованных проектов и графические файлы компьютерного 3D-моделирования.  Для получения дополнительных телефонных звонков и заказов 3D-проекты и фотографии дизайна интерьера публикуются на отраслевых онлайн-порталах и в социальных сетях. В идеале расклад должен быть следующим: фото объекта до строительных работ, визуализация проекта, фото реализованного проекта. На практике же все несколько иначе. Обычно получить разрешение на съемку и публикацию фотографий с реализованных проектов частных интерьеров крайне сложно: немногие заказчики разрешают фотографировать свои дома и квартиры по завершении работ, и уж совсем редко соглашаются на публикации фото в СМИ или интернете. А делать это можно только с их согласия! Поэтому обычно в портфолио практикующего дизайнера частных жилых помещений достаточно мало фотографий реализованных проектов. В нашем договоре есть пункт об авторстве. Но, в любом случае,  нужно обговаривать с клиентом такие моменты и фиксировать в договоре. Нет нарушений, что дизайнер «обнародовал»  дизайн-проект, противозаконна обывательская точка зрения – воспользуюсь бесплатно.

В отношениях  дизайнера и заказчика еще одной болезненной темой являются авторский надзор и сопровождение. Чаще всего от авторского надзора или совсем отказываются или обращаются к дизайнерам раз в месяц по мере накопления вопросов. Происходит это потому, что клиенты не понимают важность этого процесса или  хотят сэкономить на сугубо дополнительной, по их мнению, услуге.  Надзор – это уверенность. Следить нужно не только за соблюдением технологического цикла (это сфера технического надзора), но и за правильностью реализации проекта (туда ли поставили стенку, там ли сделан дверной проем, ниши и прочие детали). И как можно дать гарантию, что все сделано правильно, бывая на квартире раз в месяц? Авторский надзор важен и тогда, когда архитектор или дизайнер работает со своими строителями. Но он становится  особенно  актуален, когда для удешевления проекта приглашают бригады с низкими расценками или состоящие из жителей соседних государств. Они либо берутся за дело и причиняют вам ущерб (к примеру, пытаясь валиком нанести дорогую итальянскую краску, которую по технологии нужно распылять), либо провоцируют вас на изменения в проекте, приводя беспроигрышный аргумент: это можно сделать дешевле. Хотите ли вы снизить стоимость работ в ущерб эстетике вашего дома? Автор проекта – лицо, заинтересованное в воплощении ваших совместных замыслов. Он ваш неизменный союзник и советчик, помогающий вам получить объект того эстетического уровня, о котором вы мечтали. Архитектор или дизайнер может быть вашим представителем на объекте, следя за реализацией проекта. Однако это большая работа, и она оплачивается отдельно.

Почему возникли проблемы с размерами? Здесь надо разобраться, кто виноват.  Если это некомпетентность дизайнера, то, конечно, изменения должны делаться за его счет. К сожалению, есть на нашем рынке непрофессионалы, но заказчик сам выбирает.  В проекте, а потом и на объекте не должно быть  необоснованных выступов. Наш принцип – прежде всего функциональность и удобство.

 

Почему дизайнеры работают с определенными салонами?  Во-первых, подбор материалов и мебели очень важный и сложный этап любого дизайн-проекта. Вся сложность заключается в том, что  отслеживать все салоны и магазины, знать их огромнейший ассортимент  и цены невозможно. Соответственно, подбор делается в салонах, проводящих для дизайнеров презентации новинок, снабжающих каталогами. Это экономит время. Во-вторых, имея  и отрицательный опыт работы с некоторыми салонами  и магазинами, дизайнер предложит надежных и профессиональных партнеров, которые обслужат качественно,  материалы и оборудование  будут доставлены  в срок, и если возникнут какие-то проблемы,  их решат быстро и с учетом интересов заказчика. В-третьих, подбор материалов и мебели, хоть и является  важной составляющей дизайн-проекта, но этото отдельная услуга. Если ее стоимость включена в цену проекта и дополнительно не оплачивается, то дизайнер в целях экономии своего времени (а время - деньги) подбирает  материалы и мебель по каталогам, а так же в салонах и магазинах, чей ассортимент он хорошо знает. О ценовом диапазоне  клиент должен сообщить  дизайнеру заранее. Если предложенные материалы устраивают заказчика, но не нравится цена именно в этом салоне  или он предпочитает закупать материалы в других местах, то в этом случае предоставляется полная информация о материалах для самостоятельной закупки. Искать то же самое, но дешевле – это уже маркетинговые услуги и они  должны оплачиваться.  В нашей студии  подбор  осуществляется  за отдельную плату – это гораздо удобнее и честнее.

 

Денис Гетман «Getman Studio Мастерская Декора»: Дизайн ресторана Кабуки, Getman Studio Мастерская Декора

Фотографии квартиры клиента могут появиться в журнале только с его согласия. Но если это картинки 3DMax, то дизайнер вполне может их публиковать. По сути это как эскиз, т.е. авторская разработка мастера, а  эскизы можно выкладывать. Даже если кто-то возьмет этот проект, сделает по нему интерьер, будет очень трудно доказать, что это именно тот эскиз. Например, ткань отличается рисунком, все – это формально другой объект. Нужно в живом общении обговаривать такие моменты, ну а если есть какие-то нюансы, то зафиксировать юридически.

 

Если в договоре дизайнер указывает, что осуществляет подбор материалов или авторский надзор, то он обязан ездить с клиентом и выбирать их. Если в договоре прописано «две-три компании, рекомендованные дизайнером», то едут только в указанные компании. Однако, в договоре должны быть прописаны названия этих компаний. Клиент может оказаться от предложенного дизайнером. «Дорого» – это тоже аргумент.

 

Цвет и размеры помещения должен осуществлять авторский надзор. Дизайн-проект – это лишь проект. В нем не чертежи, а схемы. Дизайнеры не делают чертежей, они не технологи. По их замерам можно сделать только расчет материалов, не более того. Полноценный рабочий проект делается после обшивки помещения, когда размеры могут измениться даже до полуметра. Ну а если потолок на картинке белый, а в проекте артикул синего материала, то здесь уже претензии дизайнеру.

 

Насчет нефункциональной стены. Если проект подписан заказчиком и в проекте она есть, то ответственность на нем. Все вопросы о наличии того или иного элемента решаются до подписи проекта.

 

Детская Яблочная свежесть, ООО Дом экодизайна ИридаИрина Фефелова, ООО Дом Экодизайна Ирида:

Каждый момент работы над интерьером заказчика – это договорные отношения между ним и дизайнером. Если в договоре указано, что заказчик передает авторское право исполнителю, тогда его можно публиковать. Это юридическая сторона вопроса. Но все понимают, что дизайнер делает не только для клиента, но и для себя, для своего портфолио. Я считаю, что это моральная сторона вопроса. В любом случае стоило уведомить заказчика хотя бы по телефону, что его проект появится на внешнем ресурсе. Не каждый человек готов, что его квартира будет выставлена на всеобщее обозрение. Мне кажется, что в вышеописанном случае не было взаимопонимания между заказчиком и клиентом. Все-таки, первым правообладателем является заказчик, т.к. он платит за создание дизайн-проекта. Это услуга. Само слово «создание» говорит об этом. Если бы заказчик купил штамповку, то, наверное, дизайнер имел бы право на публикацию. А к индивидуально разработанному проекту стоит относиться более ответственно. Тем более, что конкретный проект не дешевый. Раньше мы оговаривали устно с клиентами такие моменты, с этого года внесли изменения в договор – нигде не публиковать без разрешения заказчика, кроме своего сайта.

 

Марина Булычева «Пространство дизайна. Дизайн пространства»:

Ситуация, когда клиент не знал о публикации его проекта в журнале –  достаточно спорная. Мы стараемся у своих клиентов спрашивать разрешения на публикацию. Без согласования с заказчиком мы иногда публикуем не проекты, а эскизы, которые не были выбраны для дальнейшей реализации. Однако, и нам бывает обидно, когда проект воплощен, а заказчик, по каким-то причинам, не разрешает нам сделать фотографии даже для нашего портфолио, не говоря уже о публикации где-то. Разрабатывая дизайн-проект, мы обладаем интеллектуальными правами на него. Без наших знаний, опыта и профессионализма, заказчик не смог бы получить желаемого результата. Приходя в студию, все посетители хотят увидеть наше портфолио. Так почему же они не дают нам возможность показать другим уровень нашей работы?

 

Сергей Александрович Шумаков, архитектор, член Союза архитекторов:

Заказчик получил продукт. Получил то, что заказывал. Он его оплатил. Но  не оплачивал за интеллектуальную собственность. Это оговаривается дополнительно. И оплачивается дополнительно. Чаще, в таких ситуациях, заказчик не даёт фотографировать и публиковать готовый интерьер. Это его право.

 

От автора

Общаясь с дизайнерами мы услышали разные мнения. Чаще всего они понимают заказчика и готовы пойти ему навстречу: менять, уточнять, спрашивать, подсказывать. Это происходит даже после завершения работы над проектом интерьера. Не многие готовы пожертвовать своим трудом из-за личных амбиций: я лишний раз подскажу, а ты мне заплати. Однако, были и почти непримиримые позиции. Они коснулись в основном двух тем. Первая: интеллектуальная собственность дизайнера на эскизы интерьера. Я нарисовал и это мое, а то, что сделано в квартире/помещении заказчика – его. Кто-то из дизайнеров жестко придерживается данного правила. С другой стороны, не лучше ли, сохраняя о себе благополучное впечатление, лишний раз проявить внимание к бывшему заказчику и уведомить о том, что проект будет опубликован. Кто-то из великих людей сказал: 20% продаж товара обеспечиваются его качествами,  а 80% обеспечивает ваше общение с покупателем. К тому же, заполучить клиента чаще всего получается не через собственный пиар, сайт или объявления, а с помощью «сарафанного радио», когда потенциальный заказчик видит выполненную работу дома у своих знакомых и друзей. Отлично, когда впечатление от творчества подкрепляется отзывами о профессиональной работе и уважении к требованиям заказчика.

 

Вторая тема это работа дизайнера с определенными салонами, поставляющими мебель, отделочные материалы, сантехнику, светильники и т.д. Хороший сервис и знание ассортимента железный аргумент. Однако здесь неприятная для заказчика сторона – все эти салоны платят дизайнеру за приведенного клиента. Т.е. грубо говоря, дают банальный «откат». Обоснованиями данного факта являются уверения некоторых дизайнеров, что их цены настолько низкие, что еле-еле хватает на жизнь. Но это тема «Есть ли жизнь без откатов» уже для другой статьи.

 

Исходя из полученных фактов, мнений и комментариев можно составить для заказчика мини-инструкцию. Во-первых, стоит промониторить рынок на стоимость услуг на разработку дизайн-проекта и оценить объекты, которые уже воплощены в жизнь. Во-вторых, необходимо обговорить с дизайнерами моменты несовпадения визуализации и выполненного. Учтите, что довольно часто проект отличается от жизненного воплощения. И например, после окраски стен в желтый вам срочно захотелось зеленый – это ваши затраты на материал и работу строителей. Но вот монтаж и демонтаж стены, на которую вы рассчитывали, но не получили по техническим причинам – затраты разработчиков проекта. Замечательно, если такие моменты вы пропишите в двустороннем договоре. Это будет страховкой как мастера, так и заказчика и поможет избежать недопонимания и обид.

 

Фотографии предоставлены ООО «Дом Экодизайна Ирида», Getman Studio Мастерская Декора

г.Челябинск, ул. Воровского, 15-В. Магазин "Design Street"
(351) 259-24-29, 8-3519-038-843 Денис, 8-902-8692-426 Елена
г.Челябинск
+7 (912) 05-010-05, +7-915-101-05-05
г.Челябинск, ул.Бр.Кашириных 32, 10
(351) 233-11-98, 8-922-636-04-16
prostranstvo74.ru · дизайн-проекты (7)
Комментарии к статье
  • Светлана 29.11.2010
    интересная статья! и побольше бы таких т.к. реально показывает проблемные стороны и как их можно избежать, спасибо!
  • Светлана 29.11.2010
    "Насчет нефункциональной стены. Если проект подписан заказчиком и в проекте она есть, то ответственность на нем. Все вопросы о наличии того или иного элемента решаются до подписи проекта",- высказался Денис Гетман. я не согласна полностью!! в проекте все выглядит гармонично!! А в живую там не продохнуть!! Ходить и проверять- замерять и обмерять? или довериться профессионалам?? Так это каждый выступ в стене обмерять тогда???.. Не понятно!
    И я согласна, что на сайте - это можно размещать проект, а пиариться без согласия заказчика за счет оплаченного проекта.....поставьте хоть в иизвестность!

  • Иван Т. 30.11.2010
    С этими дизайнами квартир столько подводных камней. Даже вот эту стену взять... Заказчик правильно, должен посмотреть на картинки 3D и сказать нравится или нет. ЕСли нравится, то подпись поставить. А постройку и снос стены он НЕ ОБЯЗАН предусмотреть!!! Это дизайнеры ошиблись - сто процентов. Видимо, просто Светлана, порядочная девушка, не будет склоки разводить. Хотя я полностью на ее стороне. Заложили стену, которая вообще никак не стыкуется - извольте за свой счет все уладить. Тут еще, конечно, юридический аспект. Договор надо смотреть, а то в жизни специалист не прав по факту, а подстраховал себя договором и все. Вообще, инетерсно из чего складывается цена стоимости за квадратный метр? Неужели 1000 рублей м2 - это только картинка, светильники, обои.. Это можно не отрывая пятой точки, дома нарисовать. Знаю, например, что у Алены Поповой стоимость квадрата около 800 рублей. Может те дизайнеры 1000 и сказали, учитывая авторский надзор? А потом увидели, что Светлана неопытный заказчик и еще ей выставили за возможный авторский? Т.е. получилось 1000 рублей квадрат + каждый месяц несколько тысяч за авторский. Надо вот все такие тонкости, как говорится "на берегу" выяснять
  • Елена Громова 30.11.2010
    Лично работала с дизайнером Аленой Поповой, отличный дизайнер!!! Просто высший пилотаж и человек замечательный с которым любой сложный вопрос можно разрешить, что говорит о высоком профессионализме!!!
  • Марина 30.11.2010
    Аниса Маметьева очень правильно описала почему дизайнеры работаю с определенными салонами, а вот Сергей Александрович Шумаков очень резко описал "откаты". Друзья, мы в 21 веке живем, а не в 90гг прошлого. Не надо скатываться до таких тем. Конечно разные есть дизайнеры, кто-то может и стремится "финансово приподняться" на своих заказчиках, но большинство просто делает качественно свою работу. А если студии и выплачиваются какие-то деньги, то уж никак не засчет заказчика (ему еще и скидку в таких случаях обычно дают), а за счет именно привличения клинета в тот или иной салон, это если хотите, посреднеческими услугами можно назвать, подобно тому, как работаю агенты по недвижимости.
    А вот наглость, с которой некоторые люди зарабатывают деньги- она бывает у всех, и в этом случае уже не важно дизайнер ты или заказчик или владелец какого-нибудь салона.
    Так что давайте будем все более воспитанными и хорошо будем выполнять каждый свою работу.
  • Татьяна для Марины 01.12.2010
    Марина, я не знаю в чьем вы лагере - дизайнеров или заказчиков. Вы не правы в схеме откатов. Ни один салон не будет платить из собственной прибыли. Все делается только за счет заказчика. Например, как поступает салон Грезы? У них есть специальные карточки. Клиенту по ним делают скидку в 5%, на самом деле скидка в 15% и эти 10% идут в карман дизайнеру. Причем, когда делались эти карточки специалисты салона так и говорили: клиент ничего не будет знать, когда пойдет с вашей карточкой оплачивать товар; кассир сам сделает необходимые операции; не обязательно клиенту рассказывать о вашем вознаграждении. ВЫ скажете это не из кошелька заказчика? Не знаю сколько сейчас в Грезах распределение по скидкам, но схема примерно такова. Т.е. мы, как заказчики оплачиваем дизайнерам и услугу по подбору материалов, и за то что они привели нас в салон. Вообще, единственная проблема людей, что они, например, не имеют достаточно времени, или не умеют использовать специальные дизайнерские программы. А ведь в них все заложено. Журналы наполнены на самом деле стандартными безликими интерьерами, сделанными как раз в этих программах. Сегодня люди очень открылись творчеству, хэнд-мэйд процветает, люди имеют возможность увидеть что-то необычное за границей. Сложно НЕ сделать интерьер самому, уже имея, например, мебель в африканском стиле. Сами дизайнеры в своих кругах смеются над заказчиками, что мол, думают, что они имеют такой неземной интерьер. Не буду всех под одну гребенку - есть интерьеры действительно замечательные, уникальные и потрясающие, но увидишь их редко. Вот дизайнеры обжаются на заказчиков, что мол те требуют от них лишнего неоплаченного совета. Так и они тогда пусть будут готовы, что заказчик не разрешит ему фотографировать свой интерьер. Такая вот особенность их работы.
  • Марина 01.12.2010
    Татьяна, наверное я не в "своем лагере" потому что работаю в Москве, а не в Челябинске, наверное мы здесь по-другому выстраиваем отношения. Система процентного вознограждения сложнее, чем Вы ее описали. Там много ньюансов, но это большая тема, на которую надо отдельно писать, если уж это так всех волнует. В одном отызве это не опишешь. Я еще раз подчеркиваю, ищите внимательно своего дизайнера, а не кого попало или у кого дешевле. Четко решите для себя, что вам нужно: необычный дизайн или хороший ремонт, на который у вас просто нет времени и нужен человек, который сможет согласно вашим пожеланиям продумать интерьер за вас и отследить стройку. И я буду всегда настаивать на своем, что дизайн-это искусство, которое создано для человека и как в любом творчестве, есть и плохие и хорошие (субъективно) творцы. Неправильно считать, что любой человек (не дизайнер) справится с интерьером, будь у него на то время. В нашей специальности много тонкостей, знания и опыт здесь играет очень важную роль. Бесспорно, есть люди талантливые и с хорошим вкусом, которые тонко чувствуют стиль и могут и с интерьером справиться и с любой подобной задачей. Но даже им сложно бывает решить некоторые интерьерные задачи, не говоря уже о технической стороне вопроса..
  • Егор 01.12.2010
    Да у нас тут все проще в Челябинске, не так как у вас там в Мовскве. Нужно деньги взять - возьмут во всех по полной. И, давайте не будем тут лукавить - большее делается за счет клиента...
  • Дарья 23.10.2017
    дизайн проект – удовольствие не из дешевых. Но посчитайте сколько будет стоить самостоятельный ремонт даже без рабочих. Прибавьте бензин, который вы потратите, пока будете объезжать все магазины. И не забудьте про нервы. Они обойдутся дороже всего. Я только к профессионалам! Уже дважды моя семья обращалась за проектом к Алине Лютой. Мы всегда были очень довольны. Все четко и в срок. А результат получался даже лучше того, что мы ожидали. Так что сама я никогда ремонтом не займусь.


  • Здравствуйте! У нас сейчас санузел раздельный, при этом двери из туалета и ванной выходят не в прихожую, а в маленький коридорчик, который,...
  • Здравствуйте! Меня интересует: регламентируется ли каким-то документом порядок нумерации квартир на этаже в многоквартирном доме (расположение...
  • Здравствуйте! Помогите пожалуйста в моей ситуации. Я являюсь собственником четырех квартир в четырехквартирном деревянном доме (т.е. всех...
  • Есть разработанный проект перепланировки в Гражданпроекте, согласование с собственником жилого дома, пожарниками, СЭС. Какие нужно пройти ещё...
  • Здравствуйте! Интересует стоимость проектных работ и демонтажа стен, согласование по инстанциям осуществим самостоятельно. Требуется проект...
  • Квартира не приватизирована. Когда лучше и правильно будет сделать перепланировку до или после приватизации?
Кто вы в строительной сфере?


С какой целью вы ищите информацию на нашем портале?


Stroyka174 Контакты: Электронная почта: reklama@stroyka74.ru