Ле Корбюзье: архитектор-авангардист, ставший классиком

Есть вещи, к которым мы так привыкли, что уже не замечаем их гениальности. Именно так произошло со зданиями этого знаменитого архитектора. Имя Ле Корбюзье известно по всему миру. Его называют изобретателем интернационального стиля и одним из главнейших реформаторов архитектуры 20 века
Автор:
Петр Малетин, главный редактор Stroyka74.ru
Просмотров:
709
Опубликовано:
19.12.2016 года
Ле Корбюзье: архитектор-авангардист, ставший классиком

Наследие Ле Корбюзье – это не только здания и проекты, но и архитектурные принципы, сформулированные с мастерством настоящего публициста.

Ле Корбюзье родился в маленьком швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон, известном, прежде всего, своей часовой фабрикой. Шарль-Эдуар Жаннери-Гри (настоящее имя Ле Корбюзье) мог бы стать замечательным часовщиком, ведь ему с детства хорошо давалась учеба и уже в 13 лет он начал самостоятельно заниматься ювелирным делом. В 18 лет он создал первый архитектурный проект, построив дом для местного гравера. На вырученные деньги Шарль-Эдуар предпринял путешествие по Италии и Австро-Венгрии. Его поездка завершилась в Париже, где он провел более двух лет, работая стажером-чертежником в бюро архитекторов братьев Огюста и Густава Перре (1908—1910), новаторов, пропагандировавших недавно открытый железобетон. Затем он учился в Берлине, после чего отправился на восток – в Грецию, Балканские страны и Малую Азию.

Вернувшись в Швейцарию он начал профессионально заниматься архитектурой и преподавать. В 1914 году Жаннери разработал и воплотил в жизнь весьма знаковый проект - Дом-Ино. В нем предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским шагом. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках.

Позже, в 1919 году талантливый архитектор перебирается в Париж, где надеется реализовать свои способности в полной мере. Корбюзье вступил в «Общество по применению армированного бетона», познакомился с Пикассо, а потом и начал издавать провокационный архитектурный журнал L’Esprit Nouveau — «Новый дух». Издание нацелилось на «буржуазную архитектуру, не отвечающую требованиям времени». В 1925 году он показал проект реконструкции центра Парижа — «План Вуазен», — по которому нужно было снести 240 гектар старого города ради небоскребов и широких проспектов. Разумеется, проект не был воплощен в жизнь, но достиг своей главной цели – привел в бешенство «старую гвардию» и сделал Ле Корбюзье лидером европейской архитектурной революции.

Еще раз громко заявить свои идеи Ле Корбюзье удалось в 1927 году. В немецком Штутгарте он построил жилой дом, который стал образцом нового жилья. Это самая первая постройка, в которой применены его знаменитые пять архитектурных идей: ленточные окна, сад на крыше, тонкие колонки на первом этаже, которые придают зданию парящий вид, свободная планировка внутри и фасад, который не несет на себе никакого веса — всю тяжесть несут расположенные внутри постройки опоры (что, в частности, и позволяет делать ленточные окна). Сейчас дом отреставрирован и в нем восстановлены оригинальные интерьеры: например, гостиная с подвижными перегородками и спальня с раскладными кроватями, которые в дневное время должны были убираться в некое подобие шкафов из бетона.

С 1928 по 1931 год Ле Корбюзье строит виллу для крупного промышленника Пьера Савоя.  Это канонический пример использования пяти принципов, сформулированных архитекторов. Дом изначально гордо и одиноко стоял посреди большой лужайки — идеал модернистского пуризма, приватное жилище для богатого и счастливого человека нового времени.

Впрочем, Ле Корбюзье работал не только в западной Европе. Советский Союз многим в то время казался смелым социо-культурным экспериментом человечества и Ле Корбюзье не мог упустить возможность принять в нем участие. Он создал революционный для Москвы проект «учреждение нового типа для новой жизни в новой стране». В духе времени, дом больше напоминает комбинат или какую-то машину-трансформер, чем офис. В глаза сразу бросается зал заседаний, который выделен в отдельный объем и нависает над главным входом, опираясь только на характерные для Корбюзье тонкие колонки. Внутри вместо лестниц — пандусы, по которым служащие спускаются как по ленте конвейера. Остекление, закрывающее большую часть здания, было частью сложной системы кондиционирования. Но нормально окна так и не работали, причиняя служащим много проблем, — летом было душно, а зимой холодно.

Если говорить откровенно, то проект Ле Корбюзье был воплощен в жизнь с существенными изменениями. В частности, была изменена система вентиляции и теплоснабжения, а также облицовка была выполнена темным и тяжелым туфом, что прямо противоречило замыслу автора.

После войны Ле Корбюзье был одним из самых именитых архитекторов в мире и не удивительно, что проект здания самого главного мирового объединения – ООН – заказали именно ему. Стеклянный параллелепипед — манифест «интернационального стиля», проклинаемоего за безликость — подобные стеклянные коробки от Нью-Йорка до Москвы архитекторы называют синяками». Но в случае со штаб-квартирой ООН такая космополитичность становится уместной.

Еще одна экзотичная страна, где поработал Ле Корбюзье – Индия. Там по его проекту, пусть и частично, с 1951 по 1960 годы был построен целый город. Чандигарх состоит из нескольких секторов со своей функцией: жилой, индустриальный, университетский и так далее. Главные постройки — Секретариат, Верховный суд и зал Ассамблеи — находятся в наименее посещаемой части города, в то время как другие части города кипят жизнью.

1950-е—1960-е годы — время окончательного признания Ле Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста номер один.

Корбюзье скончался в возрасте 77 лет, утонув, предположительно из-за сердечного приступа, во время заплыва у мыса Рокебрюн, на Средиземном море, где он жил в своём летнем домике Le Cabanon. Это крошечная резиденция, служившая ему долгое время местом отдыха и работы, представляет собой своеобразный образец минимального жилища по Корбюзье.

Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна — картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье, который находится в построенной им вилле Ла Роша-Жаннере, в Париже. А также в павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (Центр Ле Корбюзье), выставочном здании в стиле хай-тек, возведённом по его же проекту.

По информации из открытых источников



  • Добрый день! Помогите советом. Кухня 11.5 метров. Дом серии П46М. Попробую описать планировку. Стена, где вход: Вход не по центру, а по левой стороне,...
  • Хочу нанести на кафельную плитку рисунок. Подскажите, в какие организации следует обращаться с таким вопросом?
  • Подскажите, пожалуйста, с цветом столешницы. Хочу сделать белую кухню и бордовый фартук. Кухня примерно 11 квадратов, обои светлые бежево-белые,...
  • Подскажите, какого цвета подобрать обои и шторы, если присутствует кирпичная кладка бардового цвета и светло-бежевая мебель. Для кухни.
  • Чем можно покрасить или тонировать бамбук (стволы, панели), чтобы получить такую-же фактуру, как на изготовленных в ЮВА изделиях? Поиск принес...
  • Здравствуйте, нужна консультация по вопросу оформления кухни в японском стиле. Всегда привлекал утонченный минимализм востока. На кухне есть кухонный гарнитур эконом класса – стандартные гладкие пластиковые панели красного цвета – можно ли декорировать уж
Выскажите свое мнение по поводу жизни в Челябинске