Логистика в металлургии

Проблемы и решения
Автор:
Елена Гришина, специально для stroyka74.ru
Просмотров:
4840
Опубликовано:
06.12.2007 года
Логистика в металлургии
Логистика в металлургииДоля логистической составляющей в себестоимости продукции отечественного производства может достигать 40%. В Европе затраты на все, что связано с доставкой, хранением, складированием, составляют в среднем 15%. Причина столь разительного контраста – завышенные из-за транспортных и складских расходов цены и срывы сроков поставок, ставшие типичным явлением в отношениях между российским поставщиком и потребителем.
 
 
Особенно эта проблема актуальна для металлургической отрасли с ее достаточно высокой стоимостью конечной продукции. Поэтому уже сейчас многие отечественные компании всерьез задумываются об оптимизации своих логистических систем. Сегодня решением вопроса эффективного хранения и транспортировки металла и металлопродукции озабочены практически все металлопроизводители и металлотрейдеры.
 
 
На самом деле, оптимизация логистики – это проблема не только России, но и всего мира. Вот характерный пример: в августе 2007 года стало известно о намерениях индийской компании Jindal Stainless Limited построить в Ленинградской области крупный завод по выпуску нержавеющей стали ориентировочной мощностью 400 тыс. тонн в год. Однако все производство будет ориентировано не на РФ и СНГ (кстати, в 2006 году во всей России было произведено всего 105 тыс. тонн нержавеющей стали), а в основном – на Индию.
 
 
Этот парадокс объясняется не столько тем, что в России более дешевое сырье – железная руда или металлолом, сколько проблемами логистики. Возможности объемов перевозок металлургического сырья морским путем из Австралии и Бразилии (основные поставщики) в Китай и Индию (переработка) находятся на пределе. Как следствие, резко завышена цена фрахта во всем мире. В результате получается так, что производство, расположенное в России, поможет Jindal Stainless Limited сэкономить 50-100 долларов на тонну продукции по сравнению с аналогичным производством на территории Индии!
 
 
Во многом именно логистическими проблемами обусловлен ранее невиданный мировой рост цен на цветные металлы: так, по мнению специалистов, нашумевшее подорожание алюминия вызвано опасениями, связанными с регулярностью поставок южноафриканских заводов (на них в 2007 году происходили отключения электроэнергии). Росту цен также поспособствовали сомнения мировых металлотрейдеров в своевременных поставках боксита от крупнейшего экспортера – Гвинеи. Результат – ажиотажный спрос, возрастающая нагрузка на пути перевозок, рост тарифов…
 
 
Логистическая составляющая по отношению к затратам важна как для производителей, так и для металлоторговцев – металлотрейдеров. Сокращение затрат благодаря эффективной системе логистики – прямая дорога к росту прибыли. Грамотное управление запасами позволяет иметь минимальную по срокам оборачиваемость и, как следствие, минимум складских затрат.Таким образом, потенциал снижения затрат за счет грамотной системы огромен. Некоторые из металлопроизводителей и металлотрейдеров это давно поняли. Сегодня они находятся в поисках оптимальной модели.
 
 
История вопроса
 
 
Рынок российской металлоторговли относительно молод: его развитие началось в 90-х годах XX века. До этого времени логистическая схема была проста: существовали производители металла и металлобазы. Практически вся торговля металлом была централизована и сосредоточивалась вокруг последних – складов продукции, где осуществлялись опт и розница.
 
 
Современный рынок металлов значительно более сложен. Во-первых, сегодня на рынке представлены не только прямые производители, но и огромное количество посредников – металлотрейдеров. Во-вторых, из-за возрастающей конкуренции потребитель зачастую диктует поставщикам свои требования, которые заключаются в расширении сервиса. Теперь продавец металла и металлопродукции не просто доставляет конечному потребителю имеющуюся у него на складе продукцию, а оказывает ряд услуг по обработке металла, например, нарезке по заказанным размерам.
 
 
В-третьих, современный рынок существует не сам по себе, а неразрывно связан со своей инфраструктурой, в которую входит межотраслевой комплекс субъектов Логистика в металлургии организационно-управленческого, производственного, снабженческо-сбытового, транспортно-складского, финансового, информационно-исследовательского, образовательного и экономико-правового характера. Все эти субъекты также призваны обслуживать процесс производства металла и металлоторговли. Не стоит и говорить, что логистическая сфера играет здесь значительную роль. Существует несколько моделей транспортного и логистического обеспечения поставок конечной продукции от поставщика к металлотрейдеру или покупателю.
 
 
Проблемы и решения
 
 
Логистику справедливо называют второй главной задачей после организации системы маркетинга и сбыта для металлотрейдеров. Ее решением занимаются как металлопроизводители, так и металлотрейдеры. Путей здесь несколько.
 
 
Так, например, производители металла могут создавать специализированные логистические компании. Среди примеров можно назвать, «Евраз Транс» («Евраз Груп») и «ММК-Транс», «Мечел Транс». Такие компании владеют собственным подвижным парком, как автомобильным, так и железнодорожным. Учитывая, что основная часть перевозок металла как в РФ, так и за рубежом осуществляется именно по железной дороге, некоторые эксперты не исключают и того, что по некоторым сегментам такие компании в скором будущем смогут конкурировать с МПС.
 
 
Другие производители стремятся оптимизировать логистические затраты за счет новых информационных технологий. Например, на Первоуральском новотрубном заводе было внедрено специализированное отраслевое решение, основу которого составила интегрированная система управления бизнесом Axapta. Как уверяют внедренцы, с помощью этой системы, точнее, с помощью ее модуля логистики, в котором реализована концепция сквозного учета прохождения заказов, была решена проблема несовершенства системы управления логистическими процессами предприятия. В результате внедрения решения менеджмент завода предполагает довести количество исполненных точно в срок заказов до 100%. Это значит, что периодичность поставок будет соблюдаться максимально точно.
 
 
Еще один путь решения логистической проблемы – создание металлотрейдерами сети крупных пунктов хранения и отгрузки металла. Казалось бы, подобные пункты – Логистика в металлургииэто те же металлобазы из прошлого, но это не так. От наследия советских времен их отличает современное оборудование и новые технологии обработки заказов. Так, например, созданный известным в России металлотрейдером «Металлсервис» «Гипермаркет металла», включающий в себя несколько баз и функционирующий 24 часа в сутки, демонстрирует высокие темпы отгрузки. В мае 2007 в течение одного дня работы Карачаровская металлобаза «Металлсервиса» отгрузила 662 машины, загрузив 3 тыс. тонн металла. На ночную погрузку было подано еще 66 автомобилей. Всего за сутки одна металлобаза смогла обслужить 728 автомашин. В целом, как утверждают в «Металлсервисе», система логистики «Гипермаркета Металла» обеспечивает оптимальное распределение продукции по складам, равномерную загрузку 42-х фронтов отгрузки, оборудованных мостовыми, козловыми, автомобильными, мостовыми магнитными, самоходным и железнодорожными кранами. В среднем на 1 место отгрузки приходится 15 автомашин в день. Рекордные результаты суточной отгрузки составляют 4,8 тыс. тонн.
 
 
В Урало-Сибирском регионе реализуется целая программа поставок металла, предусматривающая новые схемы этих поставок. Их себестоимость при этом снижается на 30-40%. По мнению участников программы, в данный момент процесс поставок металла конечному потребителю происходит, как правило, совершенно хаотично: зачастую потребители из Сибири получают металл с Кузнецкого металлургического комбината (КМК) через Москву. Программа же позволяет выстроить схему, где существует единый центр приема заявок. Все потребители – участники программы – дают предварительные заявки на месяц, квартал, полугодие, год и т.п. После чего заявки обрабатываются, собираются воедино и, в зависимости от сортамента стали и наименования продукции, формируются и направляются производителям. После обработки заявок в едином центре они распределяются по производителям. В результате заказанный металл напрямую направляется в те регионы, откуда поступили заявки – непосредственно потребителю. В дальнейшем подобный опыт планируется распространить на всю страну.
 
 
Зарубежные производители металла в России решают проблему, опираясь на собственный богатый опыт. Так, концепцию современного интегрированного сервисного металлоцентра реализовал один из крупнейших зарубежных производителей – финская компания Ruukki (ведущий европейский поставщик решений из металла), специализирующаяся на производстве высококачественных сталей и сталей со спецсвойствами. Уже почти два года в Санкт-Петербурге успешно функционирует сервисный металлоцентр (СМЦ) Ruukki. От привычных металлотрейдерских складов центр отличает наличие собственного высокотехнологичного производства, складского комплекса класса «А» с современным оборудованием, логистических и транспортных услуг. «За рубежом подобный подход к решению логистической проблемы – не редкость, - говорит директор по продажам компании Ruukki Юрий Выборнов. – Так, например, в Англии доля СМЦ в общих поставках продукции из черных металлов увеличилась с 29, 3% в 1974 году до сегодняшних 42%. В США она выросла с 21% в 1974 году до 30% в настоящее время, в том числе – до 70% по нержавеющей толстолистовой стали. Современный металлоцентр должен выходить к клиентам не только с предложением услуг по хранению и транспортировке металла, но и с предложениями по его обработке", – считают в Ruukki.
 

 Как видно, различные металлопроизводители и металлотрейдеры находят собственные способы снижения логистических затрат. В любом случае, эффективное решение в этой сфере – прямой путь к сокращению расходов, ликвидации всем известного негативного явления «срыв поставок» и одновременно – развитию комплекса «смежных» услуг. Что, естественно, позитивно скажется на потребителе.

  • Sturm
    Ручной инструмент, садово-парковая техника, станки, обогреватели, тепловые пушки, дрели, перфораторы, шлифмашины, лобзики
  • Вихрь
    Электроинструменты: шуруповерты, УШМ, перфораторы, дрели, станки. Бетономешалки. Насосное оборудование
Комментарии к статье
  • Валерий Анатольевич 14.12.2007
    Думаю, что никакой логистики в советском союзе не было, как собственно и многого другого. Помнится мне такая картинка, как два поезда груженные лесом едут друг навстречу другу! Правда супер!
  • Геннадий Николаевич 10.01.2008
    Наше предприятие стремится усовершенствовать методы отгрузки металла, но когда я прочитал :" В среднем на 1 место отгрузки приходится 15 автомашин в день...." , просто улыбнулся. Для нас отгружать 20-24 машины одним козловым краном - норма (12ч).

Каталог компаний Челябинска, где можно купить металлопрокат оптом и в розницу. Металлопрокат от производителя, широкий ассортимент, лучшие цены!

Кто вы в строительной сфере?


С какой целью вы ищите информацию на нашем портале?


Stroyka174 Контакты: Электронная почта: reklama@stroyka74.ru