Кендзо Тенге: архитектор, гуманист, новатор

История человечества – это история войн. Лучше, чем кто-либо это понимал японский архитектор Кендзо Тенге, который восстанавливал города после войн
Автор:
Петр Малетин, главный редактор Stroyka74.ru
Просмотров:
555
Опубликовано:
05.10.2016 года

Чуть больше 100 лет назад, в 1913 году в одном из самых красивых уголков Японии, на острове Сикоку появился на свет мальчик, которому суждено было изменить облик его страны. Это небольшой и очень живописный островок, соединенный множеством мостов с главным островом Японии Хонсю. Красота этого места заложила эстетическую базу мировоззрения будущего архитектора Кендзо Тенге.

Сикоку был хорош своей природой, но не учебными заведениями. Кендзо окончил школу в Хиросиме, а затем поступил в Токийский университет на факультет архитектуры. Архитектура настолько увлекла юношу, что спустя всего три года он начал свою профессиональную карьеру в архитектурном ателье Кунио Маэкавы.

Нужно понимать, что Япония в 1930-е годы совсем не тем государством, которое мы знаем сегодня. Сложная политическая обстановка в мире сильно влияла на экономику и в частности на строительство. Все средства вливались в военную промышленность, а  вот в гражданской работы не было. Именно по причине отсутствия работы Кендзо Тенге в 1941 году вынужден был пойти в аспирантуру университета Токио.

В августе 1945 года американские самолеты сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Япония быстро подписала акт о капитуляции, что и положило конец Второй мировой войне. Сам Кендзо Тенге тяжело переживал произошедшее, ведь катастрофа для него была не только национальной, но и личной – в атомном пламени Хиросимы погибли его родители и город, в котором он когда-то жил и учился. Страна оказалась в глубоком экономическом и социальном кризисе. Чтобы преодолеть это состояние, японцы направили все силы на восстановление и развитие и первым делом они взялись за разрушенные города. И вот тут архитектурные таланты Кендзо Тенге оказались весьма востребованы.

Его привлекли к работе над самым масштабным проектом того времени – восстановлением Хиросимы. Генплан нового города создавался в 1947 году в сотрудничестве с другими архитекторами — с Асадай, Отани и Исикавай. Основной идеей, которую стремился передать Тенге, была хрупкость и уязвимость человека, и всего, что им создано.

На месте воронки, образовавшейся от взрыва бомбы, был разбит парк. Там открылось несколько лекториев, мемориалов, памятников и музеев. Сейчас парк ежегодно посещает более миллиона человек. Главным элементом композиции стали уцелевшие руины колокольни храма, оказавшейся под эпицентром взрыва. Сегодня A-Bomb Dome (Собор атомной бомбы) с арматурным скелетом купола выглядит знаком скорбного восклицания. Еще одно его название — купол Гэмбаку.

Танге применил в проектировании мемориального комплекса почерпнутые у Ле Корбюзье и Гропиуса подходы, отказавшись от традиционной японской антропоморфности и соединив, казалось бы, несочетаемое — масштабы личного и общественного. Архитектор намеренно отказался от использования этнических элементов при строительстве музея. Таким образом он подчеркнул межнациональный характер катастрофы. Тем не менее, во внутреннем оформлении сохранился традиционный японский аскетизм, переходящий в нарочитую бедность.

Мемориал в Хиросиме стал первым масштабным проектом Тенге, который сразу же принес ему признание и славу главного архитектора Японии. В 50-е годы архитектор с головой ушел в проектирование масштабных общественных зданий. Это был новый вид застройки для страны, тут же вызвавший необходимость значительной реконструкции всей городской инфраструктуры — транспортной, социальной, инженерной.

До этого времени архитектура Токио была совершенно хаотичной. Тенге собрал вокруг себя архитекторов-единомышленников, которые взяли на себя обязанность придать логику этому скоплению зданий.

Апогеем плодотворного творчества Кензо в 60-х стали олимпийские объекты. Их возведение было связано с Играми 1964 года. Всемирную известность архитектору принес проект Олимпийского спортивного комплекса Йойоги в Токио (1961-1964 гг.).

Следующим крупным проектом Тенге стал католический собор Святой Девы Марии. В нем объединилось уникальное японское мировоззрение и западноевропейская церковная традиция. В итоге, собор получился совершенно уникальным и своеобразным, благодаря чему, здание до сих пор смотрится современным на фоне токийских небоскребов.

В основании собор представляет собой крест, со всех сторон которого в небо взмывают восемь гиперболически-параболических поверхностей. Образованный ими крест света продолжается вертикалями четырех фасадов. Ансамбль довершает 60-метровая колокольня, немного отстоящая от основного здания.

Необычную футуристичность зданию придают внешние поверхности, покрытые листами нержавеющей стали, что придает собору мистическую лучезарность отраженного зарева большого города.

В последующие годы Кендзо Тенге и его архитектурное бюро работали по всему миру: в Македонии, Нигерии, Сингапуре, Италии и многих других странах. Очень часто он оказывался в роли редевелопера, который восстанавливал город после войны. Так произошло, например в столице Македонии, Скопье. Тенге постепенно изобрел новую пластику бетона, превращая здание из машины в скульптуру. Творческим кредо Кензо Тангэ было достижение гармонии между природой и искусственной средой, к которой он стремился во всех своих работах.

В 2005 году Кендзо Тенге не стало. Его похороны прошли в том самом Токийском Соборе. Однако, наследие великого архитектора живет и еще долго будет жить в его проектах.  

По материалам открытых источников

Добавить комментарий
Stroyka174 Контакты: Электронная почта: reklama@stroyka74.ru